История кафедры
Становление кафедры психологии в Гомельском государственном университете им. Ф. Скорины имеет длинную предысторию и относительно короткую историю. Предтечей в этом отношении можно назвать известного во всем мире выдающегося психолога Л.С. Выготского, который в 20-е гг. прошлого века основал в педагогическом училище, носящем ныне его имя, первую в Беларуси экспериментальную психологическую лабораторию для изучения возрастных, педагогических и дефектологических проблем обучения и воспитания детей. В последующие годы в Гомеле был образован педагогический институт, в котором возникла кафедра педагогики. С приездом в город И.В. Страхова, тогда 29-летнего профессора, защитившегося по совокупности работ в области педагогической психологии, из этой кафедры выделилась кафедра психологии, которую ученый возглавил в 1934 г.
Второе рождение кафедры психологии состоялось в 1995 году, когда кафедра педагогики и психологии университета, руководимая академиком АПН СССР, а в последующем академиком РАО профессором И.Ф. Харламовым, разделилась, и первым заведующим кафедрой психологии стал А.А. Лытко, доцент, кандидат педагогичес¬ких наук.
Возникновение новой кафедры было связано с началом в 1993 г. переподготовки учителей в качестве практических психологов (сначала дневной, а затем и вечерней формы обучения) на базе Института повышения квалификации и переподготовки кадров, возглавляемого проректором по учебной работе Гомельского госуниверситета О.А. Малаховым. Ведущими специалис¬тами на кафедре стали А.А. Лытко, Н.И. Мурачковский, И.В. Сильченко.
А.А. Лытко, имея 10-летний опыт работы воспитателя и заместителя директора школы-интерната по учебной работе, окончил аспирантуру, защитил диссертацию по теории и истории педагогики. Свои научные разработки отразил в следующих основных публикациях: «Воспитание у подростков мораль¬ной самокритичности» (Народная асвета. 1990, № 3); «Динамика умственной работоспособности первок-лассников-шестилеток при разной двигательной активности» (Во¬просы психологии. 1990. № 1); «Достоверность как критерий качества тестирования» (Псiхалогiя. 2004. № 1); монография в соавторстве с кандидатом психологических наук Б.М. Зайцевым «Психологическое обеспечение деятельности футболистов» (Гомель, 2007).
Н.И. Мурачковский — доцент, кандидат пси¬хологических наук. Закончил в 1965 г. аспирантуру при МГПИ им. М. Горького и защитил диссертацию в Моск¬ве. Имеет множество публикаций в изданиях «Советская педагогика», «Народная асвета», «Псiхалогiя», а также монографию «Как предупредить неуспеваемость школьников», имеющую высокий индекс цитирования (Мн., 1977). В этой книге впервые выделены типы неуспевающих школьников-подрост¬ков с учетом важнейших сторон их личности. Монография награж¬дена 1-й премией АПН СССР, переведена и издана в ряде стран.
И.В. Сильченко — кандидат психологичес¬ких наук, доцент. Под руководством известного ученого профессора Я.Л. Коломинского ею была подготовлена и защищена диссертация на тему: «Зависимость представлений студентов о своей группе от ее социально-психологических характеристик». Ею опубликован ряд работ в области социальной и педагогической психологии студенчества, неоднократно редактировались сборники материалов юбилейных научных конференций, посвященных Л.С. Выготскому.
Благодаря этим ученым на кафедре психологии развернулись исследования по проблемам совершенствования методов определения пригодности выпускни¬ков школы к обучению в вузе, медико-психологической поддержки молодежи в формировании установки на продуктивный жизнен¬ный путь в постчернобыльской ситуации (тема выполнялась совместно с кафедрой медицинской психологии Гомельского мединститута), кросс-культурного исследования (совместно с Институтом психологии им. Л.С. Выготского РГГУ) «Динамика становления профессионального самосознания и мотивационной основы учения у студентов высшей школы».
Вследствие активизации научно-психологических исследований некоторые преподаватели защитили кандидатские диссертации в области общей и медицинской психологии (В.В. Файферман, Э.А.Соколова). Лучшие слушатели-выпускники: О.Н. Мельникова, Н.В. Гапанович-Кайдалов, Е.В. Гапанович-Кайдалова, С.А. Ручук, Н.Н. Дудаль, Н.В. Корсак, Н.А. Шаньгина - прошли научную подготовку в аспирантурах Минска и Гомеля. Н.В. Гапанович-Кайдалов в 2002 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Взаимосвязь объективных и субъективных факторов развития индивидуально-личностных качеств ребенка младшего школьного возраста (9-10 лет) в семье» (научный руководитель – кандидат психологических наук, профессор Е.Н. Прощицкая). В 2004 г. кандидатскую диссертацию на тему: «Формирование письменной речи младших подростков в условиях близкородственного двуязычия» защитила Е.В. Гапанович-Кайдалова (научный руководитель – доктор психологических наук, профессор Савельева Т.М.).
Выпускница 2003 года Елена Александровна Лупекина закончила в 2006 году аспирантуру при кафедре (руководитель доктор психологических наук, профессор И.А. Фурманов), а в 2009 году успешно защитила кандидатскую диссертацию по теме: «Идентификация детей с родителями в приемной семье». Елена Александровна имеет публикации в ведущих республиканских научных изданиях по психологии по проблемам психологического сопровождения личностного развития детей, оставшихся без попечения родителей.
Все это позволило перейти от дневной и вечерней форм переподготовки учителей – практических психологов - к подготовке специалистов с базовым высшим психологическим образованием. Острая потребность в соответствующих кадрах молодых специалистов диктовалась тем, что по сравнению с другими белорусскими регионами Гомельская область в постчернобыльский период оказалась наименее обеспеченной педагогами-психологами средних общеобразовательных школ и детских дошкольных образовательных учреждений. Приказом по Министерству образования Республики Беларусь № 04-6/38 от 14.02.97 г. университету было разрешено открыть подготовку специалистов по специальности Г.07 01 01 «Психология». Так, с 1997 года возникла в Гомельском университете новая специальность, в недрах которой образовались специализации «Педагогическая психология», «Социальная психология» и «Спортивная психология».
По результатам госаттестации в 1999 г. было принято решение об образовании в университете факультета психологии и довузовской подготовки. Кандидат психологических наук Н.В. Гапанович-Кайдалов стал его деканом.
С мая 2009 г. заведующим кафедрой психологии избран кандидат психологических наук, доцент Жеребцов Сергей Никифорович. Его трудовой путь начался в 1992 году с работы (совместно с О.Е. Рыбаковой) по созданию Центра психологической помощи Советского района г. Гомеля, в котором он работал психологом, а с 1994 по 1999 г. – директором. В 2001 г. им была защищена кандидатская диссертация на тему: «Взаимосвязь ценностных ориентаций и значимых событий жизненного пути личности юношеского возраста» (научный руководитель – проф. Я.Л. Коломинский). Сергей Никифорович является соискателем кафедры возрастной и педагогической психологии БГПУ им. М. Танка с целью подготовки докторской диссертации по теме: «Социально-психологическая детерминация переживания событий жизненного пути личности» (научный консультант – проф. Я.Л. Коломинский). Научным направлением работы кафедры на 2010-2014 гг. стала разработка темы «Переживания личности в динамике социальной ситуации развития». Важно отметить, что теоретико-методологической основой изучения переживаний выступает культурно-историческая психология, диалогическая традиция в психологии, в чем проявляется преемственность научных исследований психологов гомельщины.
Учеными и сотрудниками кафедры психологии прово¬дятся различные научные и научно-методические мероприятия. Среди них – прошедший в октябре 1996 г. Международный психологический конгресс, посвященный 100-летию со дня рождения Л.С. Выгот¬ского, в котором приняли участие ученые-психологи из разных стран. В 2001, в 2006, в 2010 гг. в университете прошли юбилейные междуна¬родные научные конференции «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология». Многочисленными известными российскими и белорусскими учеными, присутствовавшими на них, выдвинуто предложение считать конференции по научному наследию Л.С. Выготского в Гомеле методологическими. В настоящее время научные форумы, посвященные культурно-исторической психологии, проводятся регулярно один раз в два года.